В.А. Харламов. Казачья доля.

В. А. ХАРЛАМОВ
1875  —  1937 гг

Донской казак хутора. Кременского, станицы Усть-Быстрянской.
Начав обучение в Новочеркасском духовном училище, продолжал его там же в Духовной семинарии, а затем в Московской Духовной Академии и в Московском Университете на Историко- филологическом факультете.
По окончании университета В.А. Харламов блестяще защитил кандидатскую диссертацию по теме «Церковное управление у Донских казаков в  17-18 веках», вернулся в Новочеркасск и стал преподавателеи истории в женской гимназии. Был он и членом археологического общества и каждый год участвовал в раскопках
скитских погребений. В 1906 году был выбран в члены Государственной Думы, во все Составы Думы переизбирался и стал председателей надпартийной казачьей фракции.
Во время Первой мировой войны становится основателем и председателем Доно-Кубанского Земского союза, который содержал на свои средства несколько лазаретов.
После революции 1917 года, Харламов — представитель Временного Правительства в Закавказье.  Затем был председателей Объединенного правительства Юго-Восточного Союза; был и председателем донского Крута, когда при атамане Краснове создали Конституцию Всевеликого  войска Донского.
В эмиграции проживал сначала в Белграде, затем в Чехии. В 1944 году попал а Германию, а затем — в Аргентине, где умер от ран после несчастного случая.

…Древнейшие казачьи поселения на Днепре, Дону, на Тереке,на Урале были устроены на земле, которая никому не принадлежала. Это была широкая, 400—500 км, полоса степи, тянувшаяся от южных островов Уральского хребта и северных берегов Каспийского моря, с востока на запад, по северным берегам Азовского и Черного морей до Карпатских гор. А на севере от этой полосы находились линии Украинных городов-крепостей Московского государства. По этой равнине в течение многих веков разные кочевые народы из глубины Азии приходили в Европу. Ко времени образования казачьих поселений XV—XVI века эта местность от Волги до Днестра носила название “Дикого поля”.
Казаки владели занятой ими землей по праву владения-захвата и справедливо считали, что она им не пожалована Московскими царями или Российскими императорами, завоёвана казачьей кровью и закреплена казачьими могилами.Жизнь в пограничной полосе подвергала казака постоянно опасности со стороны соседей-кочевников, что вызывало необходимость всегдашней готовности к отражению неприятельских нападений. Вследствие этого поселения казаков носили характер укрепленного военного стана—обносились валом и рвом. Мужчины все были вооружены и выезжали на полевые работы, рыбную ловлю, на охоту или пасти скот и лошадей, вооруженными.

 Женщины и девушки также умели владеть огнестрельным и холодным оружием, и история казачьих войн знает случаи, когда женщины в отсутствие мужчин, находившихся в походе, защищали свою станицу от нападений неприятеля.
Жизнь, полная опасностей, вырабатывала людей с сильным характером, личной неустраши-мостью, выносливостью: вырабатывала в них смелость, находчивость, умение приспосабли-ваться к окружающей обстановке, умение защищать и отстаивать свою  жизнь  свои права и имущество. Среди казаков царило полное равенство и на руководящие посты выдвигались и выбирались люди, отличавшиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами. Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каким-либо иным основаниям казаки не знали.

Удаленные на сотни и тысячи километров от тогдашних государственных центров, казаки должны были сами создать для себя власть на месте. Это была власть выборная — Войско-вой Атамана, ограниченная в своих действиях только волею народного собрания казаков “Войскового Кругам, Атаману были подчинены все вооруженные силы, равно как и выборные исполнительные власти в Войске. На своих народных собраниях казаки вырабатывали и нормы, по которым действовала эта власть. Раз принятое
решение по какому-либо вопросу запоминалось в народной памяти и применялось в аналогичных случаях, становилось обычаем, и таким образом создавалось “Войсковое Право”, которое регулировало все стороны казачьей жизни.
Духовной жизнью казаков руководило их духовенство, которое также было выборное и из-биралось казаками из наиболее уважаемых, грамотных и религиозных людей. Священник не только удовлетворял религиозные потребности казаков, но был для них  учителем и судьей.
Создавая самостоятельные свои порядки, свое управление, свой казачий “присуд”—свое Войсковое право казаки, однако, сохраняли тесную связь с Россией—связь религиозную, национальную, политическую и культурную. Московский царь, впоследствии Российский император, признавался казаками как верховная власть. Он был в их глазах носителем государственного и национального единства России.
На свою борьбу с турками, татарами и другими кочевыми народами казаки смотрели как на государеву службу. Они несли эту службу совершенно свободно, без принуждения, в силу добровольно принятой на себя задаче охранять и защищать границы родины. Трудно в крат-кой записке изложить громадные услуги, оказанные казаками Российскому государству. Мы можем отметить наиболее крупные события славной истории казачества.
Еще в XIV веке (1380 г.) казаки помогли князю Московскому Дмитрию победить татар, почти 300 лет владевших русским народом — татарское иго.
В конце XVI и в начале XVII веков казаки помогали русскому народу изгнать поляков, занявших Москву и кандидат казаков. Михаил Федорович Романов был избран на царство в 1613 году Земским собором, созванным из представителей всего населения.
(Согласно дошедшему до наших времен преданию, подлинный участник выборов донской атаман Филат Межаков при подаче своей записки за боярина Михаила Федоровича Рома-нова прикрыл ее сверху отстегнутой саблей. “Прочтеше писание атаманское, бысть у всех согласен и единомыслен совет”. Так гласила Летопись.)

_________________________________
В данном случае автор ошибается, утверждая что “казаки выбирали священников из наибо-лее уважаемых и т д”.. Казаки выбирали священников из священников, которых было много на Дону: отбитых из полонов, беженцев из разоренных монастырей и церквей, беглых от репрессий и др. Расстриженный или самозванный не рукоположенный священник служить у казаков не мог. Казаки были глубоко преданы своей православной христианской вере, но вместе с тем отличались полной веротерпимостью.
Не говоря уже о старообрядцах, которых в среде казаков было много, в Кубанском  Войске были казаки горцы-магометане, а в Донском была крупная группа казаков-калмыков буддистов.
Возвращаясь из своих походов, казаки отдавали часть военной добычи на свою церковь и этот благочестивый обычай сохранился , до позднейшего времени, когда казаки той или иной станицы, отслужив законный срок в воинской части, возвращались домой, они привозили в станичную церковь серебряные церковные сосуды, Евангелие в дорогой оправе, иконы, хоругви и другие церковные предметы.

В XVIII веке казаки не только участвовали в войнах, которые вело Московское государство, но и самостоятельно боролись с могущественной Турецкой империей, с Польским королевством и с Крымским ханом. Запорожцы и донцы на своих лодках переплывали Черное море и осаждали турецкие и крымские города. Донские казаки, с помощью запорожцев, в 1637 году взяли, сильнейшую турецкую крепость, Азов, которая стояла в устье Дона и преграждала казакам выход в Азовское море. Взяв Азов, казаки послали в Москву посольство и предложили московскому правительству принять эту крепость. Московское государство только что пережило пятнадцать лет Смуты (1598—16!3), т. е. революции, гражданской войны и иностранной оккупации (поляками) было слабым и не решилось принять Азов, опасаясь войны с Турцией. Донским  казакам  самим  пришлось  защищать  Азов  от 250000 турецкой армии. Казаки отстояли крепость (знаменитое Азовское сидение), но потом были вынуждены покинуть ее и позже должны были дважды ходить под Азов вместе с полками, имп. Петра I, при котором эта крепость была взята окончательно в 1698 г.
Во внутреннюю жизнь казачьих земель центральное правительство совершенно не вмешивалось. Время от времени царь посылал своих послов к казакам с милостивыми словами и подарками для Войска.
Казаки ежегодно, с наступлением зимы, по установившемуся санному пути, отправляли в Москву большое посольство (свыше ста человек), называемое “зимовой станицей”, которая должна была передать царю ходатайство о нуждах казаков и принять царское жалование. Царское жалование состояло из определенной суммы денег, огнестрельных припасов (свинца, пороха, ядер, пушек, пищалей), затем хлеба и сукна.
Сношения с казаками шли через Министерство иностранных дел (Посольский приказ), ибо все казачьи земли находились на положении как бы союзных земель Московского государства.
Казачья привольная жизнь, отсутствие крепостного права, возможность добывать богатую добычу в чужой земле привлекало большое количество беглецов из разных частей Московского государства в казачьи земли, с чем центральное правительство вело постоянную борьбу. Казачьи права, казачьи вольности были в то время (XVII—XVIII века) идеалом для русского народа, но противоречили системе государственного управления, построенного на централизме и крепостном праве. Одним из краеугольных принципов казачьего права было основание “с Дону выдачи нет”,по которому всякий переступивший границу земли Войска Донского превращался в вольного человека.
При Петре 1 (умер в 1725 г.) казачьи вольности были значительно урезаны. Казачьи области в 1721 г. были переданы из Министерства иностранных дел в Военное министерство; исконное право казаков избирать себе атамана на кругу было уничтожено и Войсковые атаманы назначались верховной властью. Постепенно казачьи земли вошли в административную систему Российского государства, сохранив, однако, во внутреннем управлении, в пользовании хозяйственными благами (земля, недра, вода) значительную долю автономии.
Казаки сохранили личную свободу, свободу от податей (подушной и земельной), но зато несли поголовно воинскую повинность, отправляя за свой счет, т. е. приобретая за свои деньги не только белье, обувь и платье, но и воинское обмундирование, холодное оружие, лошадь с седлом: только винтовку казак получал о казны. Этот закон оставался в силе до революции 1917 г. Благодаря такой системе формирование казачьих полков и батарей обходилось правительству необычайно дешево, причем оно могло постоянно располагать первоклассной боевой силой, всегда подготовленной, высоко дисциплинированной. Высокие боевые качества казачьих воинских частей зависели как от прекрасного людского материала, с детства приученного к военным упражнениям, к военному строю и к военной службе, так и от офицерского и командного состава, состоявшего исключительно также из казаков. Казаками командовали казаки. И офицер и рядовой казак вырастали вместе в одной станице, как вместе росли их отцы и деды.
Один получал образование и становился офицером, командиром по профессии; образование же другого составляла местная школа и, отслужив действительную службу, он возвращался в станицу, занимался земледелием. Казак-офицер отлично знал психологию каждого своего казака, на что он годен, как будет держать себя в бою и что можно от него достигнуть. В свою очередь казаки верили такому командиру, потому что он был свой брат, что он не по-ведет их вслепую, не даст непосильной задачи, не пошлет их на убой. Только при таких ус-ловиях создается гармоничное единство военной части, которое наделяет его непобедимой силой. Ибо побеждает дух, а не грубая сила.
В течение Х1Х века Российское государство использовало казаков преимущественно как военную силу. Например, при нашествии Наполеона на Россию в 1812 году казаки вышли на службу поголовно, начиная от 17-летнего возраста до 60 лет. Под предводительством атамана Войска Донского М. И. Платова казаки значительно способствовали разгрому французской армии. Тяжесть 60-летней Кавказской войны главным образом легла на плечи казаков. Благодаря природным качествам казака и его умению владеть лошадью вся разведка русской армии лежала в основном на казаках, они являлись глазами и ушами армии. Казаки участвовали не только в защите государства, но ив охране государственного порядка.
Следует только отметить участие казаков в обследовании новых земель в Центральной Азии. Знаменитый путешественник И. Н. Семенов, ген. Н. М. Пржевальский, полк. П. К. Козлов, географические заслуги которых признаны всем ученым миром, пользовались помощью казачьих отрядов в своем обследовании дотоле неведомых азиатских областей. Чтобы получить правильное представление о казаках, надо также обратить внимание, что казаки были не только военными, но большое количество казачьей молодежи, начиная со второй половины XIX века шло в высшие учебные заведения (реформа 1874 г. А. Б.), университеты и политехникумы. Для получения высшего образования общегосударственное правительство предоставляло льготы по отбыванию воинской повинности, а войсковая власть давала стипендии.
Как и всегда, и везде, в высшую школу шли наиболее одаренные и талантливые люди. Из них вышло значительное число профессоров, врачей, инженеров, агрономов, священников, учителей, архитекторов, художников и т. д. В большинстве, по окончании образования они возвращались в свои родные мёста и их работа значительно содействовала культурному и хозяйственному подъему уровня местной жизни. Россия знает и помнит не только имена ка-заков-полководцев, генералов: графа М. И. Платова, графа
А. К. Денисова, А. И. Иловайского—героев войны с Наполеоном в 1812 году; Бакланова, Слепцова-Кухаренко—героев Кавказской войны; А. М. Каледина, Л. Г. Корнилова, П. Н. Краснова, героев первой мировой войны и казачьих вождей-патриотов, защитников родины и казачьих краёв,—но и имена ученых: геолога—профессора  И.  В.  Мушкетова,  истори-ка—профессора А. Ф. Щербины, академиков—профессоров В. В. Пашутина, -А. Н. Краснова (географа), Н. П. Асеева (металлурга) и Г. Н. Потанина; а также писателей Ф. Д. Крюкова, Р. М. Кумова, поэтов А. А. Леонова, Н.Н.Туроверова и художника академика Н.Н.Дубовского.
Свою многовековую службу Российскому государству казаки завершили поголовным уча-стием в первой мировой войне 1914—1918 годов.
Во время этой войны в 1917 г. в России разразилась революция, сопровождавшаяся падени-ем царской власти, развалом правительственного механизма и народного хозяйства и крушением фронтовых армий. В это тяжелое и страшное для государства  время особенно проявились высокие качества казака. Казачьи воинские части на фронте не разошлись, казаки не убивали своих офицеров и среди казаков не было дезертиров. В своих казачьих областях после падения царской власти казаки установили подлинный демократический строй и тем самым сумели сочетать революционную свободу с государственным порядком. Всеобщим голосованием они учредили в каждом Войске выборное народное собрание с законодательными правами: Войсковой Круг на Дону, Войсковая Рада на Кубани, выбрали войсковых атаманов, которым были подчинены административные власти Войска и полиции, установили независимый суд и независимый контроль над расходованием ме-стных средств.
В казачьих областях во время революции соблюдался полный порядок, жизнь протекала спокойно, права личности были ограждены, и имущество не подвергалось революционному отчуждению.
Все, кому удалось вырваться из объятой революционным пожаром России и переехать в казачьи области, спасли свою жизнь и остатки своего имущества.
Через полгода от начала революции, когда надвигавшаяся анархия и развал фронта угрожа-ли самому бытию государства, Российское правительство созвало в августе !9!7 года в Мо-скве Государственное совещание, на котором от лица всех  казачьих войск выступил вы-борный атаман Донского Войска А. М. Каледин и другой  казак Верховный Главнокомандующий ген. Л. Г. Корнилов следовал ему.
Среди революционного угара это было трезвое, благоразумное слово людей, которые призы-вали к жертвенности во имя спасения Родины., требовали создания сильной, независимой и авторитетной власти, призывали к сохранению государственного единства России, к воссозданию военной силы и к бережному расходованию народных средств, к труду и порядку.
К глубокому сожалению, эти трезвые голоса не были услышаны. Когда в России Коммунистическая партия большевиков вооруженным восстанием свергла Временное Российское правительство в Петербурге и захватила власть в свои руки, казаки не признали этой власти за общегосударственную. Они объявили свои области самостоятельными впредь до образования в России всенародной признанной общегосударственной власти. А когда коммунистическая власть направила вооруженные отряды Красной Гвардии против казаков, временно заняла казачьи области и стала насилием и террором устанавливать там свои коммунистические порядки, казаки через полтора-два месяца восстали против нее и вместе с русскими частями Белой Армии три года вели вооруженную борьбу.
Справедливость требует признать, что из всего многомиллионного населения Российского государства только казаки как народ, в массе организованно восстали против коммунистического насилия. Шли на борьбу все способные носить оружие, и в одной воинской части можно было встретить отца, сына и деда. Остальное население помогало бойцам: возили на фронт оружие, патроны, продовольствие, фураж, а обратно домой везли больных, раненых и убитых.
Противники казаков, желая опорочить их, указывали, что они восстали против Советской власти и вели с ней борьбу, потому что были контрреволюционеры и хотели посадить царя на престол.
Это неправда! Там, где лилась кровь, надо быть справедливым и к врагам. Казаки боролись за право устраивать свою жизнь самим, за свободу против грубого насилия, за демократию против диктатуры пролетариата, за государственность, право и порядок против произвола и анархии.
Борьба наша не увенчалась успехом; в руках Советской власти были громадные запасы снаряжения и вооружения российской армии, оставшиеся от мировой войны и неисчерпаемый источник живой силы. Казаки были раздавлены этой силой и должны были покинуть свою родину в !920 г.
Следует упомянуть, что ушли с родины не только те, кто с оружием в руках боролся против коммунистической власти, но и их семьи и значительная часть гражданского населения.
В процессе второй мировой войны также значительная часть населения казачьих областей Северного Кавказа (Дона, Кубани, Терека), занимавшихся немецкими войсками, ушла в эмиграцию и слилась с ранее вышедшими казаками.
Дальнейшая судьба этих людей была предрешена Ялтинским соглашением в феврале 1945 года.
Кто мы? Откуда?

Добавить комментарий

Войти с помощью: